Обо мне
Учебная дея-ть
Кл.руководство
Родители
Внеурочная дея-ть
Мои публикации
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Организация внеурочной деятельности
 в соответствии с  требованиями Федерального государственного стандарта основного общего  образования 
 (опыт работы классного руководителя 7 «Б» класса 
 МБОУ «СОШ» с.Объячево Тимушевой Екатерины Михайловны) 

Анализ существующей образовательной ситуации.

В школах внедрен Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Новые стандарты регламентируют все основные направления деятельности образовательного учреждения, определяют уклад школьной жизни.

Новые стандарты ориентируют образование на достижение нового качества, адекватного современным и прогнозируемым запросам личности, общества и государства. Ведущей компонентой стандартов являются требования к результатам освоения основных образовательных программ: предметным, метапредметным, личностным.

В информационном обществе на первый план выходят не знания, а умения ими пользоваться. Наш выпускник по окончании школы в современном обществе должен быть успешен. А это значит, что наш выпускник должен соответствовать портрету выпускника школы, определенного ФГОС.

Идея, цели, задачи концепции разработки.

Научная идея, цель создания модели воспитательной системы класса - помочь каждому ученику стать личностью, способной решать любые жизненные задачи, оставаясь при этом человеком.

 В настоящее время на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. В этом немаловажную роль играет организация внеурочной деятельности в классе. Личность ребенка, как целостная интегральная система, должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по новому строить и воспитательную работу с учащимися, поэтому одной из задач концепции разработки и реализации модели воспитательной системы класса является организация внеурочной деятельности в условиях сельских школ.

Цель: помочь классным руководителям организовать внеурочную деятельность в классе с учетом требований ФГОС основной образовательной школы, с учетом условий социума, запросов родителей, традиций ОУ, программы воспитательной работы ОУ, реализуемой в школе, модели воспитательной системы и программ воспитания класса.

 

Краткое содержание. В работе представлена модель организации внеурочной деятельности класса в условиях ФГОС основного общего образования, писан опыт организации внеурочной деятельности классного руководителя 7 «б» класса МБОУ «СОШ» с. Объячево Тимушевой Екатерины Михайловны.

Описание концепции разработки

Три года назад, когда школа включилась в пилотный проект по внедрению ФГОС ООО меня назначили классным руководителем «пилотного» 5 «б» класса.  Сегодня эти дети обучаются уже в 7 «б» классе. Опытом работы в классе, в том числе опытом организации внеурочной деятельности, я не раз делилась на уровне школы, района и республики.

Организационная модель внеурочной деятельности 7 «Б» класса

Организация внеурочной деятельности класса в условиях ФГОС есть серьёзная командная работа всего педагогического коллектива, нацеленная на решение целого ряда задач.

Задачи, решаемые внеурочной деятельностью в 7 «б» классе:

  • Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования.

  • Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.

  • Улучшить условия для развития ребенка.

  • Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. - учесть психофизиологические особенности подросткового возраста.

  • Создать условия для саморазвития личности ребёнка.

  • Сформировать навыки командной работы.

  • Снизить учебную нагрузку обучающихся.

В связи с введением и реализацией ФГОС ООО при планировании и организации внеурочной деятельности в 2015-2016 учебном году МБОУ «СОШ» с. Объячево руководствуется следующими положениями:

Письмо Минобрнауки России от 13 мая 2013 года №ИР352
09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»

Письмо Минобрнауки России от 12 июля 2013 года № о9-879
09 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных школе»

Содержание занятий внеурочной деятельности формировалось с учётом пожеланий обучающихся и их родителей.

Внеурочная деятельность в классе проводится по утвержденному директором школы   расписанию занятий. Время определяется по согласованию с родителями. В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования» внеурочная деятельность 7 «б» класса осуществляется через базисный учебный план класса, построенного на основе Примерной основной образовательной программы.

 Он включает:

-Обязательную часть (2 вариант).

-Часть, сформированную по запросам родителей (психолого-педагогическое сопровождение и информатика).

            -Внеурочную деятельность по направлениям.

Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. Внеурочная деятельность в классе осуществляется через:

-Частично через учебный план (проекты).

-Систему дополнительных образовательных программ ОУ.

-Систему программ учреждений культуры и спорта на территории села Объячево.

-Через программу классного руководителя.

-Деятельность других работников школы: социального педагога, вожатых, библиотекарей, Совет школы, фельдшера школы.

 

        Для детей 7 «б» класса организовано двухразовое питание: первое – после третьего урока (11.15) и второе – после пятого урока (13.15). Родители таким режимом дня детей в школе довольны, ребята не устают, эмоционально хорошо настроены. Питание оплачивается родителями, по 12 рублей в день с человека. В месяц платят около 200 рублей.

Созданная модель внеурочной деятельности класса может быть отнесена к оптимизационной модели (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения и учреждений культуры и спорта на территории села Объячево).

Внеурочная деятельность класса организуется по следующим направлениям развития личности (воспитательным компонентам):

  •    Духовно-нравственное - воспитание, развитие и становление личности школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе через кружки: «Росток», «Русские православные праздники», «Вахта памяти», «Юный эколог».

  •    Физкультурно-спортивное и оздоровительное - воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры через детско-юношескую спортивную школу, спортивный клуб «Ангар», спортивные секции и кружки при школе, походы.

  • Социальное - формирование представлений о технологической культуре производства, воспитание бережного отношения к окружающей среде, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности. «Мой двор», «Тренинг общения», «Юный эколог».

  • Обще интеллектуальное - формирование научного мировоззрения, функциональной грамотности, развитие творческого потенциала обучающихся через кружки: «Английский язык», «Робототехника» «Моделирование», «Русские православные праздники», олимпиады, декады по предметам, поездки, участие в исследовательских работах в составе клуба «Эврика», участие в составе Совета школьников школы.

  •     Общекультурное - развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций через кружки, Центра изобразительного искусства, созданного при главе МР «Прилузский»: «Мой сувенир», «Ткачество». Через кружки деского дома творчества: : «Вязание», «Шитье». Через кружки, созданные при школе: «Шитье и вязание», «Театральный», «Домисолька», «Брейк-данц», а также через музыкальную школу.

Виды реализации внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностная, досуговое общение, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная.

Дополнительные образовательные программы ОУ составлены учителями и утверждены администрацией школы. Немаловажно, что кружки по данным программам ведут учителя класса. Появляется возможность закрепить, углубить материал, пройденный на уроках. При этом используются нетрадиционные формы обучения (экскурсии, игры, проектирование, исследование и т.д.)

В дополнительных образовательных программах реализуются направления воспитательной компоненты.  Эти кружки посещают все 100% ребят. (Таблица 1).

Таблица 1

Вовлеченность обучающихся класса через систему дополнительных образовательных программ ОУ.

Название кружка

Место проведения

День недели

Направление

Руководитель

Количество детей

Русские православные праздники

МБОУ «СОШ» с. Объячево

20 кабинет

понедельник

 

14.20

Духовно-нравственное

Чобану Н.И.

20

Полезные навыки

МБОУ «СОШ» с. Объячево

20 кабинет

пятница

 

14.20

Социально-эстетическое

Томша С.В.

20

Гимнастика

МБОУ «СОШ» с. Объячево

Спортивный зал, стадион школы

четверг

 

14.20

Спортивно-оздоровительный

Турков О.А.

20

Основная миссия кружка «Русские православные праздники», которую видит перед собой учитель русского языка и литературы класса Чобану Надежда Ивановна – обогащение процесса воспитания в условиях ФГОС новым пониманием сущности российской культуры, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Цель кружка – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знаниях культурных традиций русского народа и уважения к ним. На занятиях учащиеся изучают происхождение традиций осенних, зимних и весенних православных праздников. Полученные знания ребята реализуют в творчестве. Многие ребята готовили и выступали с итогами проектной и исследовательской деятельности на школьных конференциях через клуб «Эврика». Выступали на радонежских чтениях с результатами исследовательской деятельности по темам: «Имя моего святого», «Мои наставники – крестные», «Крестный ход». На практических занятиях проводятся театрализованные представления, посвященные православным праздникам. В ходе занятий реализуются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы. Одно занятие не похоже на другое. Ребятам нравится вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в тексте. На занятиях кружка ребята посещают разного рода выставки, организуемые Центр изобразительного искусства приглаве МР «Прилузский». Организаторы выставок отмечают умение ребят вести себя на выставке, слушать экскурсоводов.

Третий год для обучающихся класса организуется кружок «Гимнастика». Это дополнительный час подвижных занятий детей. Кружок ведет учитель физкультуры класса Турков О.А., который хорошо знает возможности ребят. Занятия строит по индивидуальной программе в рамках требований ФГОС. При возможности они проводятся на свежем воздухе. Хороший эмоциональный настрой дает продуманное музыкальное сопровождение и разнообразие игровых приемов. Результаты достижений ребят учитель показал на открытом мероприятии для педагогов района. Две девочки на районном соревновании по гимнастике завоевали первые и призовые места.

Программа психолого–педагогического сопровождения 7 «б» класса, составленная педагогом психологом школы Томшей Светланой Владимировной в соответствии с требованиями ФГОС, реализуется третий год. Первое полугодие сопровождения пятиклассников назывался «Полезные навыки». Главной задачей этого этапа была адаптация детей в новых условиях обучения. Все проводимые психологом мониторинги по адаптации обучающихся класса показали, что адаптация в классе прошла лучше, чем для учащихся, обучающихся по традиционным программам. Во втором полугодии обучения психолого-педагогическое сопровождение ставило задачу обучить ребят умению учиться. По всем показателям по итогам четвертей и в конце учебного года по сравнению с классами, обучающимися по традиционной форме, дети 6 «б» класса показывали лучшие результаты. К примеру, к концу учебного года состояние тревожности наблюдалось в классе у 2 отличников, тогда как в других классах данной параллели от 8 до 12 при наполняемости классов от 20 до 25.

В 6 «б» классе приложением к основной программе сопровождения был организован психологический кружок по развитию памяти «Незабудка». Показатели обученности детей по всем четвертям и по итогам учебного года составляли 100%, СОУ и качество знаний стало выше, чем в начальной школе и на высоком уровне осталось в 5 и 6 классах (5 класс – 90%; и 6 класс – 85%).

В 7 «б» классе реализуется программа кружка психолога школы Томши Светланы Владимировны «Тренинг общения», что особенно актуально в подростковом возрасте. Используется методика С.А. Ефремовой. Дети в этом классе социально адаптированы, участвуют во всех социальных проектах школы. Являются волонтерами, проводят разные акции по охране окружающей среды, по ЗОЖу. С охотой проводят встречи с ветеранами. На День пожилых людей девочки класса посетили Дом ветеранов, поздравили на словах, пили чай, пели песни. Если обычно к 7 классу уровень участия в общественных делах у ребят снижается, то в этом классе, наоборот, социальная активность повышается. Например, на занятиях кружка реализуется программа по ЗОЖ. Ребята с Томшей С.В. провели ряд экскурсий в музей районной поликлиники. Здесь прошли классные часы на тему «Вредным привычкам – нет!», В музее же прошел урок толерантности в связи с Днем инвалидов на тему: «Доступная среда».

Дети занятий с психологом всегда ждут с радостью. Расстраиваются, если по какой-либо причине занятие отменяется. Я наблюдала, как группа девочек упрашивала Светлану Владимировну провести сними занятие, которое она отменила, так как большинство детей было задействовано в другом мероприятии.

В соответствии с п.1.5 п.4 ст.34 Закона РФ «Образовании в РФ» обучающие имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, предлагаемых школой. Охват внеурочной деятельностью детей класса 100%. Такие кружки, как «Русские православные праздники», «Тренинг общения», «Гимнастика», мероприятия, проводимые в рамках реализации воспитательной программы класса, посещаются всеми детьми.

Направления воспитательной компоненты для отдельных обучающихся класса реализуются также в других дополнительных программах ОУ, а также через программы учреждений культуры и спорта на территории села Объячево. Это - клуб «Красота и здоровье», «Прилузский районный краеведческий музей им. И.А. Яборова»; МБУ «Центр спортивных мероприятий»; МБУК «Прилузский межпоселенческий центр культуры и досуга»; МУК «Прилузская межпоселенческая библиотечная система»; МАУК «Дом кино и досуга»; МОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр»; МОУ ДОД «Детская музыкальная школа с. Объячево»; МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа»; МБУ ДО «Станция юных натуралистов» с. Объячево; «Районный центр изобразительного искусства и прикладного творчества при Главе муниципального района «Прилузский» (Таблица 2). По отношению к обучающимся 7 «б» класса программы учреждений культуры и спорта адаптированы по времени.

Таблица 2

Вовлеченность обучающихся 7 «б» класса во внеурочную деятельность через учреждения культуры и спорта, находящихся на территории села Объячево.

Название кружка

Направление

Место проведения

Руководитель

Количество детей, посещающих кружок

Кружок «Росток»

Духовно- нравственное

Православная церковь

Сердитова Т.С. и Денисова В.В.

2

Кружок «Вахта памяти».

Патриотическое

МУК «Прилузский районный краеведческий музей им. И.А. Яборова»;

Жегалова В.А.

2

Кружок «Юный эколог»

Экологическое

МБУ ДО «Станция юных натуралистов» с. Объячево

Дуркина Т.Д.

3

Кружок берестоплетения «Мой сувенир»

Общекультурное

МУК «Районный центр изобразительного искусства и прикладного творчества при Главе муниципального района «Прилузский»

Никулин О.В.

1

Кружок «Ткачество»

Общекультурное

ЦИИ при главе МР «Прилузский»

Никулина А.Н.

1

Кружок «Вязание»

общекультурное

Детский дом творчества при МБОУ «СОШ» с. Объячево

Карич А.В.

2

Кружок «Шитье и вязание»

Общекультурное

МБОУ «СОШ» с.Объячево

Спицина А.Ю.

4

Кружок «Театральный»

Эстетическое

общеинтеллектуальное

МБОУ «СОШ» с.Объячево

Лазутина Е.М.

6

Кружок «Домисолька»

Эстетическое

общеинтеллектуальное

МБОУ «СОШ» с.Объячево

Томша Л.А.

5

Музыкальная школа по классу «Фортепиано»

Эстетическое

общеинтеллектуальное

МОУ ДОД «Детская музыкальная школа с. Объячево»

Иевлева О.М.

1

Кружок «Робототехника»

общеинтеллектуальное

МБОУ «СОШ» с.Объячево

Третьяков А.Ю.

6

Кружок «Моделирование»

общеинтеллектуальное

МБОУ «СОШ» с.Объячево

Руина С.П.

2

Секция «Лыжи»

Спортивно- оздоровительное

МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа»

Головизина Г.И.

1

Секция «Футбол»

Спортивно- оздоровительное

МОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр»

Потапов В.А.

4

Спортивная секция «Баскетбол»

Спортивно- оздоровительное

МБОУ «СОШ» с.Объячево

Вахнин В.Г.

3

Спортивная секция «Волейбол»

Спортивно- оздоровительное

МБОУ «СОШ» с.Объячево

Вахнин В.Г.

3

Кружок «Брейк-данс»

Спортивно- оздоровительное

МБОУ «СОШ» с.Объячево

Андреев Д.А.

3

Читать далее...

Поиск


Вход на сайт
Ученику
Родителям
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Тимушева Екатерина Михайловна - учитель биологии МБОУ "СОШ" с.Объячево © 2024